Нестабильный слой насыпи
Устойчивость естественных склонов, срезанных откосов и насыпей - главная забота любого проектировщика автомобильной дороги. Проблемой нестабильных откосов и насыпей являются слабые глинистые сланцы, которые могут входить в состав поверхностных пород. Главные проблемы - возможность катастрофических оползней и подмыва грунта из близкорасположенных грунтовых вод и водостоков.
При проектировании срезанных откосов и насыпей следует учитывать следующие факторы:
- Подповерхностный профиль автотрассы;
- Наличие близлежащих сооружений;
- Механические показатели грунта на сдвиг;
- Наличие и характеристики поверхностного и подземного дренажа;
- Безусловные требования строительных спецификаций.
Для строительства насыпи могут подходить самые разные типы грунтов, от гранулированных в (песок и гравий), до более мелких грунтов (ил и глина. При строительстве насыпи определенные типы почв (насыщенные глины и высокоорганические почвы) считаются непригодными для использования. Независимо от типа грунта, используемого для строительства насыпей, материал должен быть хорошо рассортирован, хорошо уплотняться, находиться в надлежащем диапазоне влажности для оптимизации уплотнения и не содержать непригодных или вредных веществ, например, корней деревьев, ветвей, пней, ила, металла или мусора.
Для строительства оснований и насыпей могут быть использованы также камни, восстановленные материалы для мощения или шлаки с воздушным охлаждением. Эти материалы должны иметь прочные частицы, которые не разрушаются под действием строительной техники, но которые имеют такой диапазон размеров, чтобы пустоты были хотя бы частично заполнены.