Методы оценки механических свойств геосеток для армирования дорожных оснований
Армирование поверхностей геосинтетическими материалами широко внедряется во время проведения работ в дорожном строительстве. Во время укрепления и защиты грунтов геосеткой возникает необходимость оценить влияние параметров структур армирования на физико-механические свойства образованного композитного слоя. Методы расчета армированных оснований и дорожных одежд разработаны эмпирическим путём.
Разновидности методов оценки
Для оценки физико-механических свойств георешеток во время армирования зернистых оснований применяют:
- Метод испытаний на растяжение. Для испытания растягивают образцы геоматериалов со скоростью деформирования 20 мм в минуту до их разрыва. В результате определяются значения параметров свойств: относительная деформация при разрыве и максимальном растягивающем усилии, показатель деформированности по направлению к длине сетки. Этот метод определяет сохранность геоматериала при укладке.
- Метод испытаний образца на диагональное растяжение. В итоге оцениваются идентификационные параметры относительной прочности узлов сетки и условного показателя деформативности в плоскости сетки.
- Метод испытаний образца по оценке значения сопротивляемости внешним повреждениям. В лабораторных условиях создают трехслойную модель «грунт – георешетка – материал из крупных фракций». Размеры материала для испытания, влажность подбирают в соответствии с конкретными строительными условиями. На поверхность модели устанавливают штамп 5×10 см и прикладывают максимальную нагрузку. После процедуры определяют показатель деформативности и визуально оценивают степень повреждения образца. Оцениваемые параметры влияют на эффективность применения геосинтетического материала.
- Метод измерения морозостойкости образца. Сущность испытания состоит в проведении попеременных 50 циклов замораживания в морозильной камере и оттаивания полос геосетки. После процедуры вычисляют разрывную нагрузку по поперечным и продольным нитям образца и сравнивают с исходными значениями. С помощью этого метода находят величину потери прочности при воздействии низких температур.
Прочность на растяжение базальтовой дорожной сетки после испытаний должна быть не менее 20 кН/м, относительная деформация при разрыве поверхности сетки прочностью до 30 кН/м – не менее 10 %. Анализ результатов испытаний позволит оптимально выбрать материал для армирования дорожного основания и эффективно оценить физико-механические характеристики геосеток.