Дорожное строительство в условиях Арктики
Освоение территорий в высоких широтах напрямую зависит от качества транспортной инфраструктуры. Хозяйственная деятельность и жизнеобеспечение коренных народов Севера, а также работа промышленных, военных и научно-исследовательских объектов требуют регулярных поставок продовольствия, топлива. Транспортные издержки в ценах на товары в Арктической зоне составляет до 60 % вместо 10 %, характерных для средних широт. Поэтому качеству дорог здесь уделяют особое внимание.
Основные трудности
Дорожное строительство в Арктике ведется в экстремальных климатических условиях. В течение всего года температура воздуха остается низкой, для региона характерны сильные ветры и метели, высокая динамика погодных изменений. Прокладывать дорогу приходится практически на ледяном панцире. В условиях вечной мерзлоты песчаники, глины, галечники и другие рыхлые грунты ведут себя непредсказуемо. Тепло, которое создается при движении транспорта, нагревает почву. В результате система теряет монолитность и смещается в процессе подтаивания. Строить дороги на вечной мерзлоте можно только с применением специальных технологий, помогающих стабилизировать грунт.
Технологии дорожного строительства в арктическом климате
Конструкцию земляного полотна устраивают по принципу недопущения оттаивания вечной мерзлоты в основании. Экономически и технически выгодно строить дороги на болотистых участках с промороженной торфяной плитой. Такое основание не оттаивает даже во время арктического лета.
Возможны два варианта конструкции:
- Насыпь на торфянике, подстилаемом льдистыми грунтами. Поверх горизонта мерзлоты устраивают песчаную или супесчаную подушку.
- Насыпь на льдистом грунте с утеплением основания. В этом случае торфяная плита должна располагаться выше горизонта промерзания и сверху на нее насыпают теплоизоляционный слой торфа или укладывают пенопласт. Дорожное покрытие – песок или супесь.
В обоих случаях в качестве армирующей и разделяющей прослойки используется геоткань Стаббудтекс.Она эффективно справляется с функцией стабилизации насыпи в условиях низких температур, сильных ветров. Геоткань не подвержена гниению, сохраняет прочность в арктических морозах, противостоит растягивающим нагрузкам, не окисляется, сохраняя естественную кислотность почвы. Прослойка также не допускает смешения и проседания слоев в процессе эксплуатации дороги, защищает теплоизоляционный слой от разрушения.