Причины деформаций и разрушений дорожного покрытия
Дорожное покрытие дороги подвергается постоянным механическим нагрузкам и воздействиям природно-климатических факторов. При проектировании участка дорожной одежды учитывают гидрогеологические условия, выбирают структуру покрытия, просчитывают влияние внешних факторов на прочность покрытия. Однако неправильный учет природно-климатических условий, нецелесообразный материал для дорожной геосетки, применение сырья низкого качества, несвоевременный ремонт приводит к появлению деформаций и значительным разрушениям покрытия дороги.
Виды деформаций дорожной одежды
К основным разновидностям деформаций дорожной одежды относят:
- Шелушение – появление микронеровностей размером до 5 мм под действием нагрузок, низкой температуры, влаги.
- Выкрашивание – процесс отделения частиц материала из дорожного покрытия дороги глубиной до 20 мм. Раковины при деформации относят к поверхностному разрушению покрытия.
- Выбоины – локальные образования местных разрушений глубиной от 20 до 100 мм.
- Сдвиги – возникновение неровностей (складок, наплывов), которые вызваны смещением верхнего слоя при устойчивом основании.
- Гребенки и волны – образование неровностей в виде различных поперечных впадин и гребней с пологими кромками.
- Трещины покрытия бывают из-за недостаточной прочности покрытия. Деформация возникает при неравномерном распределении температуры. Различают поперечные и косые сквозные, продольные, поверхностные трещины.
Причины возникновения деформации – недостаточное уплотнение земляной поверхности, использование недоброкачественных материалов, попадание некачественного сырья, перепад температур, значительная нагрузка на дорогу.
Разновидности разрушений дорожных покрытий
Среди видов разрушений выделяют:
- просадки;
- всевозможные проломы;
- различные разрушения кромок дорожной одежды;
- колеи.
Участки дороги с выбоинами, колейностью усиливают с помощью выравнивающего слоя асфальтобетона. Над участком стелют выравнивающий слой, а сверху укладывают дорожную стеклосетку. Геоматериал распределяет локальную нагрузку на большую площадь, тем самым достигается эффект уменьшения колейности и выбоин.
Таким образом, использование геосинтетических материалов способствует усилению конструкции дорожного покрытия. Благодаря усилению слоев дорожной одежды увеличивается межремонтный интервал во время эксплуатации земляного полотна.