Геосинтетика как разделяющий слой дорожной насыпи
Насыпь под железнодорожным полотном или автотрассой выполняет несколько важных функций:
- выравнивает дорожное полотно до проектного уровня;
- амортизирует механические нагрузки и нивелирует температурные деформации покрытия.
Разделительный слой в насыпи имеет важное значение для обеспечения ее эксплуатационных характеристик. Он не допускает смешения разных материалов, которое становится основной причиной появления волн и ям, а впоследствии - разрушения дорожного покрытия.
Зачем разделять слои в насыпях
Насыпи устраивают как на прямых участках дорог, так и на эстакадах и развязках. Для этого используют привозной грунт или изменяют существующие склоны – оба варианта склонны к осыпанию и размыванию. Кроме того, для прокладки трассы иногда приходится осушать болотистые участки и засыпать овраги. Влага беспрепятственно проникает в конструкцию и задерживается там, вызывая проседания и деформации.
Основная задача сохранения структурной целостности насыпи – укрепление склонов и защита их от размывания. Большое значение имеет также устройство дренажной системы для отвода лишней влаги. Поэтому конструкция насыпи всегда многослойная и состоит из материалов разных видов, выполняющих различную функцию. Дорожная базальтовая сетка прокладывается между слоями и препятствует взаимному проникновению разнохарактерных материалов. Она обеспечивает стабильность конструкции насыпи, сохраняет ее основные технические функции. Использование геосинтетики позволяет прокладывать дороги даже по неустойчивым грунтам.
Основные функции геотекстиля в конструкции насыпи
- Укрепление боковых частей, предотвращение осыпания.
- Полная остановка оползневых явлений.
- Разделение слоев конструкции.
- Эффективное отведение дождевой воды.
- Перераспределение нагрузки по всей плоскости, предотвращение колейности и появления волн.
Насколько выгодно использовать геосинтетику в дорожной насыпи
Применение современных геотекстильных материалов дает подтвержденную экономическую выгоду. В стандартном дорожном строительстве для предотвращения смешения слоев использовали природные строительные материалы в больших объемах. Насыпь формировали из щебня, глины, песка разных фракций. Разделение слоев с помощью геосинтетики позволяет уменьшить толщину насыпи и сократить расход материалов более чем на 30 %. При этом получаются дороги лучшего качества, особенно на неустойчивых и мягких почвах.